Инкотермс

Инкотермс, это такая терминология (или условные обозначения), которые позволяют однозначно трактовать условия поставки товаров в международной торговле.

Франко, это то место (или момент времени), когда товар юридически переходит от одного владельца к другому.

Инкотермс однозначно определяет то место, то есть франко, где товар переходит от продавца к покупателю. Проблема определения этого места и момента времени возникла в связи с тем, что при международной торговле Вы сами лично не едите забирать товар к иностранному производителю. Покупаемый товар едет к Вам через разные транспортные компании и порой на нескольких видов транспорта. Причем, это путешествие иногда растягивается на 2-3 месяца. Понятно, что если с товаром в дороге что-то происходит (хищение, транспортная катастрофа, стихийное бедствие и т.п.), то встает вопрос, кто понесет убытки, продавец или покупатель?

Название Инкотермс происходит от английского International commerce terms, что в переводе означает "Международные коммерческие термины". Они однозначно определяются и поэтому их используют, например, при заключении контрактов или при ведении переговоров и при этом не оговаривают, что эти термины означают. Например, в контракте просто ссылаются на использование терминов Инкотермс и не расшифровывают их.

Обычно, каждые 10 лет Международная Торговая Палата издает новую редакцию Инкотермс. Последняя редакция была в 2010 году. Поэтому, когда говорят Инкомтермс-2010, то имеют в виду термины такими, какими они трактуются в редакции 2010 года.

Кроме определения, где товар переходит от продавца к покупателю и кто на каких этапах несет риски при транспортировке товара, Инкомтермс еще определяет и кто на каких этапах оплачивает транспортные расходы. А транспортные расходы влияют на цену товара у продавца. В самом деле, самая низкая цена товара будет, если Вы приедете сами на завод-изготовитель и вывезете оттуда товар самовывозом. Самая высокая цена у этого же товара будет, если завод производитель привезет Вам товар на Ваш склад. Потому что к цене своего товара на заводе производитель теперь добавил еще и стоимость доставки товара.

На первый взгляд может показаться, что разницы никакой нет в том, кто оплачивает доставку товара. В первом случае, когда Вы сами (или нанятая Вами транспортная компания) приезжаете на завод за товаром, то потом Вам всё равно же придется оплачивать доставку товара. Но на самом деле возможности по доставке товара у продавца и у покупателя могут быть очень разными. Например, стоимость доставки будет меньше у того, у кого больше общий грузооборот в данном направлении, так как транспортные компании клиентам с высоким грузооборотам делают больше скидок.

А в международной торговле на это всё накладываются еще и разные возможности по растаможиванию товаров у продавца и у покупателя. Товар обойдется покупателю дешевле, если таможню пройдет тот, у кого получится меньше стоимость растаможки. Если это покупатель, то на момент прохождения таможни товар должен уже принадлежать покупателю. Если это продавец, то на этапе прохождения таможни товар должен пока еще принадлежать продавцу.

Все термины Инкотермс представляют собой трехбуквенные обозначения. Все термины разделены на четыре принципиально разные группы по первой букве в трехбуквенном обозначении. Эта буква показывает, в каком месте права на товар переходят от продавца к покупателю. Соответственно, с этого места все риски, связанные с транспортировкой товара начинает нести покупатель. Поэтому с этого места покупателю надо страховать свой товар и с этого места покупатель сам должен заниматься организацией транспортировки своего товара.

  • E - точка перехода прав на товар и обязательств по товару находится в том месте, где товар начинает своё путешествие от продавца к покупателю. Например, это может быть завод производителя или склад оптового продавца. Всю доставку организовывает и оплачивает покупатель.
  • F - точка перехода находится перед началом основной перевозки товара. Продавец оплачивает доставку до начала основной перевозки, а покупатель оплачивает основную перевозку и все последующие перевозки.
  • C - точка перехода находится в конце основной перевозки товара. Продавец оплачивает доставку до конца основной перевозки, а покупатель оплачивает перевозку товара после окончания основной перевозки.
  • D - точка перехода находится в том месте, где товар заканчивает свое путешествие от продавца к покупателю. Например, это может быть склад покупателя. Всю доставку организует и оплачивает продавец товара.

Например, перевозка товара с китайского завода в российский город состоит из следующих этапов:

  • Автотранспортная перевозка товара с заводского склада до порта Сямынь.
  • Морской фрахт из порта Сямынь до порта Восточный в городе Находка. Это основная перевозка.
  • Железнодорожная перевозка из Находки до станции Иня-Восточная в Новосибирске.
  • Автотранспортная перевозка из станции Иня-Восточная до склада покупателя в Академгородке.

В этом случае говорят, что доставка состоит из морского фрахта и нескольких плечей: два автотранспортных плеча и одно жд-плечо. Плечи, как бы, находятся по бокам от основной перевозки. Иногда основную перевозку тоже считают плечом.

Чтобы посчитать себестоимость товара, покупателю надо к цене товара прибавить все стоимости доставок, которые он оплатил, плюс все страховки, плюс все таможенные пошлины, таможенные затраты и НДС на таможне (если покупатель платил их), плюс дополнительные расходы при состыковки плечей (например, портовые расходы, расходы на перегрузку, расходы на возврат контейнера и т.п.).

Ну и, наконец, вот все 11 терминов Инкомтермс-2010 с их краткой расшифровкой.

  • Группа E (группа отправления):
    • EXW - Права на товар переходят к покупателю на складе продавца. Покупатель осуществляет не только доставку, растаможку и страховку товара за свой счет, но и оплачивает экспортные пошлины в стране-экспортере.
  • Группа F (группа неоплаченной основной перевозки):
    • FCA - Экспортные пошлины уплачивает продавец. Товар доставляется продавцом основному перевозчику покупателя в то место, которое стороны согласовали между собой. Там права на товар переходят покупателю, который делает основную доставку, страховку и растаможку.
    • FAS - То же самое, что и FCA, но применяется при морской основной перевозке, чтобы указать, что доставка товара продавцом идет только до порта (точнее до борта судна). А на борт судна покупатель доставляет товар уже сам, так как товар становится уже его.
    • FOB - То же самое, что и FCA, но применяется при морской основной перевозке, чтобы указать, что доставка товара продавцом идет на борт судна и уже на борту судна товар меняет своего владельца.
  • Группа C (группа оплаченной основной перевозки):
    • CPT - Продавец оплачивает экспортные пошлины и основную перевозку товара до того места, которое стороны согласовали между собой. Но страховку основной перевозки оплачивает покупатель. Также покупатель оплачивает перегрузку товара в конце основной перевозки, растаможку товара и дальнейшую доставку товара со страховкой.
    • CFR - То же самое, что и CPT, но применяется при морской основной перевозке. (Выгрузка с судна за счет покупателя.)
    • CIP - То же самое, что и CPT, но страховку основной перевозки оплачивает продавец.
    • CIF - То же самое, что и CIP, но применяется при морской основной перевозке. (Выгрузка с судна за счет покупателя.)
  • Группа D (группа прибытия):
    • DAT - Продавец оплачивает экспортные пошлины, основную доставку и страховку основной доставки, а доставляет товар до таможенного терминала на территории государства импортера. То есть, например, в случае основной морской перевозки, продавец еще и выгрузит товар с судна за свой счет. Потом товар переходит к покупателю. Поэтому покупатель за свой счет делает растаможку и далее перевозит товар и страхует его за свой счет.
    • DAP - То же самое, что и DAT, но продавец еще и доставляет товар за свой счет до места назначения внутри страны, после прохождения товара таможни. Хотя таможенные платежи платит покупатель.
    • DDP - То же самое, что и DAP, но продавец еще и растаможивает товар. Таким образом, продавец оплачивает за свой счет все платежи, связанные с доставкой товара на склад покупателя: транспортные, страховые, таможенные (экспортные и импортные) и налоговые (НДС на таможне).

Рассмотрим наш пример с доставкой товара со склада китайского завода до склада в новосибирском Академгородке.

Если продавец дает на свой товар цену "FOB Сямынь", то это означает, что в стоимость товара входит еще и уплата экспортной пошлины, доставка товара до порта Сямынь и погрузка товара на палубу судна. Значит, российский покупатель должен сам организовать судно в порту Сямынь и согласовать с продавцом дату погрузки товара на это судно. Потом морской фрахт, страховку и всё дальнейшее оплачивает и организует покупатель. Часто такая организация со стороны покупателя сводится к тому, чтобы найти хорошую логистическую фирму и хорошего таможенного брокера, которые это всё и организуют.

Если продавец дает на свой товар цену "CIF Восточный", то это означает, что в стоимость товара входит еще и уплата экспортной пошлины, доставка товара до порта Восточный и оплата страховки морской перевозки. Покупателю остается оплатить и сделать следующее: выгрузка товара с судна на территорию порта Восточный, растаможка товара и дальнейшая его транспортировка до своего склада.

Если продавец дает на свой товар цену "DDP Академгородок", то это означает, что покупатель оплатит только эту цену и ему всё привезут на его склад в Академгородке и покупателю больше ничего платить не надо. За всё заплатил продавец. В этом случае цена товара равна себестоимости товара с доставкой и растаможкой.

Самая низкая цена бывает по схеме EXW. При такой схеме поставки у продавца товара нет никаких проблем. Но у покупателя по такой схеме покупки будут самые сложные условия доставки товара (две таможни и много транспортных плечей). В этом случае импортеру надо очень хорошо знать другую страну, её язык и законодательство. Или нанять логистов, которые хорошо разбираются в этом.

Самая высокая цена будет по схеме DDP. У покупателя по такой схеме покупки не будет никаких проблем с доставкой товара и с растаможкой. Однако, у продавца будут максимальные проблемы (две таможни и много транспортных плечей). Такой продавец должен очень хорошо разбираться в стране назначения товара, знать язык и законодательство страны импортера.

Поэтому, в основном, популярны схемы группы F и C, когда продавец организует и оплачивает доставку по территории своей страны, а покупатель организует и оплачивает доставку по территории своей страны. Так надёжней. А вот выбор того, кто оплачивает морской фрахт и его страховку, это определяется тем, кто сможет это сделать дешевле.

Например, если страховка и фрахт дешевле у покупателя, а погрузка на судно дешевле получается у продавца, то покупателю выгодна схема FOB. Если покупателю еще и погрузка на судно дается дешевле, чем продавцу, то покупателю надо работать по схеме FAS.

Если морской фрахт дешевле обходится продавцу, а страховка морской перевозки дешевле обходится покупателю, то надо работать по схеме CFR. Если еще и страхование покупателю обходится дороже, чем продавцу, то пусть морской фрахт и оплачивает и страхует продавец, то есть выбираем схему CIF.



Автор:
.





Финансовый Анализ и Финансовый Менеджмент | © Евгений Юрьевич Миронов; 2008-2024