В розничной торговле НДС определяется как фиксированный процент от накрутки на покупную цену товара. Например, товар купили за 118 руб., а продают товар за 177 руб. Разница составляет 59 руб. Если НДС для данного товара составляет 18%, то эти 59 руб. делятся на две части: 50 руб. и 9 руб., где 9 руб. это и есть налог НДС для розничной торговли.
В оптовой торговле и в производстве НДС вычисляется как фиксированный процент от разницы между выручкой и всеми такими затратами, которые налоговая инспекция позволяет считать затратами для расчета НДС. Это любые затраты, в которых можно выделять НДС в момент осуществления этих затрат. Например, в зарплате работников предприятия и в налоге на прибыль выделять НДС нельзя, поэтому эти затраты не учитываются при определении НДС. А вот в купленных товарах или в приобретенных услугах НДС может быть выделен, поэтому такие затраты могут быть учтены для вычисления НДС. При этом учитываются не сами затраты полностью, а только та часть стоимости затрат, которая выделена в виде НДС.
Например, предприятие за отчетный период сделало затрат на 130 миллионов рублей, но только 118 миллионов затрат имеет НДС 18%. Значит, 18 миллионов пойдет на уменьшение Налога на Добавленную Стоимость. Допустим за тот же период выручка предприятия составила 177 миллионов рублей и вся эта выручка включает в себя тоже НДС 18%. Значит выручку разбиваем на две части: 150 миллионов руб. без НДС и плюс 27 миллионов руб. сам НДС. Теперь из 27 млн. руб. вычитаем 18 млн. руб. и получаем, что предприятие должно заплатить в бюджет НДС 9 млн. рублей.
В момент написания данной статьи в России на большинство товаров и услуг НДС был 18%, на некоторые виды товаров (детская одежда, продукты первой необходимости, некоторые лекарства и др.) НДС был 10%, наконец, на некоторые лекарства и товары медицинского назначения НДС был 0%.
Предприятия и ИП уплачивают НДС только в случае, если они находятся на общей системе налогообложения. Если они находятся на упрощенной системе налогообложения или на системе вмененного дохода, то они не являются плательщиками НДС. Неплательщикам НДС запрещено выделять НДС в сопроводительных документах при продаже своих товаров и услуг. Это означает, что если плательщик НДС покупает товары или услуги у такого неплательщика НДС, то он не сможет отделить НДС от стоимости таких затрат. Значит, плательщик НДС не сможет с помощью таких затрат уменьшить размер своего НДС, который он заплатит в бюджет.
Это причина того, почему плательщики НДС не хотят покупать товары и услуги у неплательщиков НДС, если их товары и услуги имеют недостаточно низкие цены. При этом считают, что у неплательщика НДС можно покупать услуги или товары, если они имеют цены на 15.25% меньше, чем у конкурента, который является плательщиком НДС.
При этом рассуждают примерно так. Если плательщик НДС предлагает цену, например, 118 руб., то НДС предприятия снизится на 18 руб., а 100 руб. снизит прибыль предприятия. Налог с прибыли на момент написания этой статьи составлял 24%. Значит, налог на прибыль уменьшится на 24 рубля. Итого налог на прибыль и НДС в сумме уменьшатся на 18+24=42 руб. Эту сумму предприятие сэкономит на налогах. А из средств предприятия на покупку уйдет 118 руб., значит, всего предприятие при такой покупке потеряет 118-42=76 руб.
Нетрудно проверить, что если цена у неплательщика НДС будет на 15.25% меньше 118 руб. (то есть будет 100 руб.), то потери предприятия будут точно такими же. Действительно, все 100 руб. пойдут на уменьшение прибыли предприятия. Значит предприятие заплатит налог на прибыль 24 руб. Эти 24 руб. предприятие сэкономит на налогах, но 100 отдаст продавцу. Разница составит те же самые 76 руб.
Если неплательщик НДС предложит цену не 100 руб., а чуть выше, то плательщику НДС будет выгоднее сделать покупку у плательщика НДС за 118 руб. Например, если неплательщик НДС предлагает цену 101 руб., то выгоднее купить этот же товар или услугу за 118 руб. у плательщика НДС, так как при цене 101 руб. экономия на налоге на прибыль будет 24.24 руб. и предприятие уменьшит свои денежные средства на 101-24.24=76.76 руб. Таким образом, купив товар у неплательщика НДС за 101 руб., предприятие дополнительно потеряет 0.76 руб. с каждого купленного товара или услуги по сравнению с тем, что было бы, если бы оно купило бы этот товар или услугу за 118 руб. у плательщика НДС.
Из-за того, что в разных странах действуют разные ставки НДС, а в некоторых странах этого налога нет, то возникает аналогичная проблема в международной торговле. Фирмам-импортерам из стран с большой ставкой НДС становится неинтересно покупать товары в странах с меньшей ставкой НДС. Хочется делать покупки в странах, где НДС больше, чем в своей стране.
Для решения этой проблемы в международной торговле применяется принцип торговли по ценам без НДС. Это выглядит примерно так. Допустим российский импортер покупает товар в стране, где ставка НДС составляет 10%. Допустим, на внутреннем рынке этой страны цена товара составляет 110 руб. (по текущему валютному курсу). Значит, считается, что цена товара для российского импортера будет только 100 руб., а 10 руб., это НДС, который отбрасывается. Когда российский импортер привозит купленный товар на таможню, то там этот товар облагают нашим российским НДС-ом 18%. То есть импортер уплачивает НДС в наш российский бюджет, а не иностранному партнеру.
Если это товар, который не облагается таможенной пошлиной, то получается, что импортеру товар обошелся в 118 руб., из которых 100 руб. он заплатил иностранному продавцу и 18 руб. он заплатил в бюджет на таможне. Если этот товар облагается таможенной пошлиной, то НДС считается от цены товара с добавленной таможенной пошлиной. Например, если таможенная пошлина составляет 14% от уплаченной стоимости товара, то НДС начисляется на 100 руб. + 14% = 114 руб. Таким образом, импортеру товар обойдется в 114 руб. + 18% = 134.52 руб., где НДС будет 20.52 руб.
Это, что касается импортера. А теперь посмотрим, как обстоят дела у экспортеров. Экспортер продал российскому импортеру товар не за 110 руб., а только за 100 руб. Значит, он недополучил 10 руб. с каждого проданного товара. Эти 10 руб. с каждого проданного товара ему возмещает гос.бюджет (не наш российский, а их бюджет их страны).
Точно также и российский бюджет возмещает нашим экспортерам НДС, когда наши экспортеры продают российские товары в другие страны. Откуда же российский бюджет берет эти деньги для возврата НДС экспортерам? Он их берет из тех самых денег, которые уплатили в бюджет импортеры, которые привезли в Россию иностранные товары.
Если бы в стране не было никаких импортных и экспортных пошлин, тогда при нулевом сальдо внешней торговле (равенство стоимости всех ввезенных и всех вывезенных товаров) НДС, уплаченного импортерами, точь-в-точь хватало бы на возврат НДС экспортерам. При положительном сальдо внешней торговли (стоимость всех вывезенных товаров больше стоимости всех ввезенных товаров) НДС, уплаченного импортерами, не хватало бы на возврат НДС экспортерам. При отрицательном сальдо внешней торговли (стоимость вывезенных товаров меньше стоимости ввезенных товаров) НДС, уплаченного импортерами, хватало бы на возврат НДС экспортерам и еще оставались бы дополнительные средства в бюджете.
Таможенная пошлина на импортные товары устанавливается не только для защиты своего внутреннего рынка от иностранных товаров с низкой ценой, но еще и для того, чтобы увеличить поступление НДС от импортеров, чтобы хватало средств для возврата НДС экспортерам, когда в стране положительное сальдо внешней торговли. Это так теоретически, а на практике в России многие экспортеры ждут возврата НДС из бюджета месяцами.
Теоретическая идея НДС состоит в том, чтобы обложить налогом величину именно добавочной стоимости и только такой стоимости, которая по своей экономической природе является добавочной. Но в России налоговая инспекция и мин.фин этим налогом облагают не только добавочную стоимость. Например, этим налогом в России облагают доходы предприятий от сдачи недвижимости в аренду. Но ведь никакая форма ренты никогда не производит никакой добавочной стоимости. Любой экономист считает, что если какая-нибудь страна ничего не производит и не оказывает никаких услуг, а только занимается тем, что сдает что-то своё в аренду (землю пляжи, квартиры, нефтяные скважины и т.п.), то эта страна не богатеет, хотя и получает доход. Стоимость такой страны не увеличивается.
А российские власти посчитали, что сдача недвижимости предприятием в аренду является "услугой по сдаче недвижимости в аренду". В принципе, российские власти могли бы обложить этим налогом всё что им угодно, даже банковские депозиты. Назвали бы это "услугой по увеличению размера банковского вклада". Но, видимо, им стало стыдно перед европами.
Поэтому ни в коем случае не пытайтесь увидеть в России экономический смысл этого налога. Тупо берите инструкции налоговой инспекции и минфина и считайте так, как у них написано и никогда не спорьте с ними.
Ну, а сам НДС был придуман еще в конце 19-го века французским экономистом Морисом Лоре. Он описал схему действия НДС и, самое главное, обосновал его преимущество перед налогом с оборота. Дело в том, что в те времена был очень популярен налог с оборота. Но у этого налога был недостаток в виде каскадного эффекта. Если налог с оборота составляет, например, 10%, то производителю нужно было обязательно продавать свои товары оптовым покупателям, как минимум, по цене на 10% выше их себестоимости. В свою очередь оптовые покупатели должны были накручивить также свои цены не менее 10% от закупочной цены. И т.д. В результате, когда товар доходил до конечного потребителя, его цена увеличивалась в геометрической прогрессии и в большей части этой цены сидели налоги. А с НДС таких проблем не возникало.
Французы испытали этот налог сначала на территории своей африканской колонии Кот ди Вуар. И только после Второй Мировой войны НДС был, наконец, внедрен во Франции. В 70 годах он был внедрен в других странах Европы. Сейчас этот налог применяется в более 80 стран мира, причем, почти во всех индустриально развитых странах. Из крупных стран только в США до сих пор НДС не введен, но там постоянно ведутся дискуссии о введении этого налога.
В России НДС ввел Егор Гайдар с 1 января 1992 году. До 1994 года максимальный (общий) НДС в России был 28%. До 2004 года общий максимальный НДС в России был 20%. с 2004 года - 18%.